karga_golan (karga_golan) wrote in tourism_israel,

Дебора и двора

По дороге к Кинерету от Кфар-Тавор, после того как проезжаешь по 65-й дороге черкесскую деревню Кфар-Кама (вообще-то черкесы предпочитают, чтобы их называли адыгами, адыгейцами – но об этом в свое время), не доезжая Шароны, расположен мошав Шадмот Двора.
С точки зрения туристов расположен идеально – напротив черкесской деревни, перед живописным спуском к Кинерету через Явниэль. Еще не крайний север, а нижняя Галилея. Двора – в честь пророчицы Деборы, победившей вместе с Бараком недалеко - у подножия Тавора - войска царя Явина под командованием военачальника Сисры и его девятьсот колесниц. Но и об этом – в свое время.

Для увеличения нажми на меня!
Фруктовый сад "Ахузат ха-Теэна"



В мошаве помимо всем известного уже лет двадцать показательного детско-пчеловодческого-шелко-разводящего хозяйства-фермы (длинно, но именно так) "Дворат ха-Тавор" есть еще: новехонькие циммеры с кафе и бассейном, циммеры поскромнее, еще одно кафе, галереи с керамикой – в меру забавной и несуразной, и даже детский парк деревянных аттракционов, мини-городок из лесенок, перекладин, бобин и прочих деревянных снарядов для того, чтобы лазить, карабкаться, вертеться и нервировать родителей. Есть еще лошади, велосипеды, экологический центр и школа дрессировки собак. Почему-то все эти аттракции действуют в одиночку, нет даже сайта, объединяющего мошавные прелести, кроме информативного http://www.shadmot-dvora.co.il/.

Хорошо, что хотя бы есть указатели. Первый приводит к "Ахузат ха-Теэна" – двум новым роскошным циммерам с бассейном, фруктовым плодоносящим садом вокруг и кафе, где кормят всех заезжих путников, а не только циммерманов и циммеристов. Кормят от души и вкусно, а к чаю обязательно попросите варенье из инжира.

"Ахузат ха-теэна" и "Дворат ха-Тавор" принадлежат двум братьям – Ярону и Игалю Бен-Зеевам. Их родители были одними из тех, кто основал этот мошав в 1939 году. Тогда их фамилия была Вольфсон и они были йеким – евреями из Германии. От них братья и унаследовали голубые сверкающие глаза и военную выправку.

Ярон Бен-Зеев чем только не занимался – от того, что пас овец (свое стало он продал относительно недавно) до государственной службы. Сейчас он занимается возвращением молодых в мошав – не может допустить, чтобы здесь начали продавать землю. Для того, чтобы и его собственные дети вернулись из города, он надумал построить циммеры, чтобы доказать им, что в мошаве можно не только ездить на тракторе, но и по-городскому руководить – например циммерным делом. У него самого это получается отлично: циммеры новехонькие, красивые, просторные. Я бы даже сказала - хрустяще-открахмаленные, как свежее белье из прачечной. В них есть все, чего только постояльцы могут пожелать. Но не всегда есть постояльцы, потому как не дешево. Хотя если хотите себя побаловать, то рекомендую: тишина, вид на гору Тавор, бассейн только для вас, радушнейшие хозяева, отличная еда и опять-таки варенье из инжира, сам инжир по осени и в начале лета, и прочие фрукты из сада, которые в сезон можно собирать самим, а варенье из них для вас уже сварили. Кафе и вареньями заведует жена Ярона – Нили, лет 40 проработавшая в Кфар-Каме учительницей. Поэтому она знает всё про всех в этом районе и с удовольствием свои истории рассказывает. Она рассказывает, а Ярон показывает насаженный и выращенный им фруктовый сад – около двух десятков видов плодовых деревьев, виноград, пряные травы. Ярон и Нили – кладезь воспоминаний, общаться с ними и слушать мошавные галилейские байки – одно удовольствие. Соберетесь в их циммеры или решите заглянуть в кафе "Ахузат ха-Теэна", которое открыто каждый день, но бывает и закрыто - обязательно позвоните по телефону 04-676708, или загляните на страничку http://www.facebook.com/AhuzatTeena

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!

Для увеличения нажми на меня!
Фото не мои, а выданы хозяевами. Но полностью соответствуют действительности.

Брат Ярона – пчеловод Игаль Бен-Зеэв – столь же бравый мошавник. Пчеловодством он занимается столь давно, что уже и не помнит сколько. А вот центр пчеловодства для детей "Дворат ха-Тавор" открыл двадцать лет назад, и с тех пор здесь побывали все израильские школьники. Игаль знает про пчел все – даже то, что сами пчелы не знают. Сколько живет пчела? – 45 дней, а работает из них 15. Почему пчелы кусаются? Потому что им не нравится, как мы пахнем. Почему пчелы исчезают? Как отличить хороший мед от просто меда? - Тут в ответ целая лекция, но есть и простой способ – попробовать, пока сам Бен-Зеэв в защитной робе пчеловода демонстрирует соты.

5752c496f10597ee2fb6d0a6a2494946_14112012112.jpg
Игаль и пчелы. У семьи каждого израильского школьника есть такая фотка в архиве.

Для увеличения нажми на меня!
Это пчелы...

Для увеличения нажми на меня!
А это коконы шелкопряда...

Сам центр явно нуждается в ремонте, обновлении и покраске: детских групп тут за день бывает столько, что за всем не уследить. А ведь помимо того, чтобы рассказывать детям о жизни пчел, и о том, как разводили в Израиле пчел во время Ротшильда, и даже о том, как надо экологически правильно перерабатывать мусор, надо еще за пчелами ухаживать, выносить и вывозить улья, вытряхивать мед и еще успевать выращивать шелковичных червей. Этим занимается Малка - жена Игаля, изучавшая разведение шелка в Лондоне и Таиланде. Увидев в Таиланде, как используется детский труд и как убивают бабочек шелкопряда, она решила, что будет разводить пчел только для целей учебных и экологических, что и делает, насадив рощу шелковиц. Червей шелкопряда сдают в лаборатории, а коконы используют на семинарах творчества для детей. Дети, да и взрослые, делаю из них забавные вещицы, и букетики искусственных цветов из коконов шелкопряда можно приобрести в местном магазинчике.
Сайт "Дворат ха-Тавор" - http://www.dvorat-hatavor.co.il/

*****

Я нашла свой старый текст о Кфар-Каме и решила его присоединить. Потому как по пути – как не заехать!

На попечении Совета по охране исторических памятников – десятки объектов, некоторые из которых неожиданны, как, к примеру, целая деревня, да к тому же черкесская. Черкесская деревня Кфар-Кама, расположенная между Кфар-Тавор и Шароной, - довольно большая, 3000 душ. Все говорят по-черкесски (обязательный предмет в школе) на этом удивительном языке. Черкесский язык напоминает птичий, лингвистически и фонетически ни на какой другой не похож, относится к кавказской группе тюркских языков, на письме отображается кириллицей. В его алфавите – 66 букв. "Немалую роль в нем играет интонация, есть слова, в которых до 60 букв", - наспех сообщает нам экскурсовод, ведя нас по деревне, напоминающей греческую и турецкую одновременно.
История черкесов в Израиле - отдельная страница, перелистывать ее не следует, она - часть истории общей, в которую вплетены войны Турции и России, завоевание Россией Кавказа и прочие честолюбивые намерения народов и властителей, в результате которых черкесы рассеяны по миру. В Израиле их четыре тысячи: три тысячи в Кфар-Каме и около тысячи в Рейхании в Верхней Галилее.
Хранитель деревни, историк и экскурсовод Аднан Герхард на удивление четко произносит по-русски названия городов, где обитают его родственники и куда он возит экскурсии из Израиля. Сам Аднан на Кавказе был впервые в 1991 году, "благодаря Горбачеву", - объясняет он. Большая, еще советских времен карта на русском языке висит при входе в музей черкесского быта (www.circassianmuseum.com). Музей - как музей: расшитые сорочки, бурка с газырями, деревянные миски, сеялки, фотографии, зеленый флаг со звездами. Чтобы тут было интересно, опять нужен экскурсовод, да к тому же умеющий рассказать, как и почему черкесы попали в Палестину через Турцию в середине 19 века. Впервые в Палестине черкесы появились в 1878 году. История народа насчитывает 5000 лет, связана с хазарами. Любопытно, что в верованиях черкесов, относящих себя к мусульманам (недаром они жили в Турции) немало мистики: они верят не в загробный мир, а в параллельный, считая, что в момент смерти человек не уходит в другой мир, а меняет свою реальность на параллельную и продолжает находиться рядом с живущими.

Когда черкесы были выгнаны из России, они осели в Турции (где до сих пор живут 80 процентов черкесов) и постепенно приняли ислам. В 80-годах 19 века турки переселили часть черкесов в Палестину, чтобы противостоять возможному вторжению России на Ближний Восток (тоже непонятно – горстка черкесов в Палестине против России?). Так или иначе, история их интересна, как и история любого другого народа.
В начале 20-го века, когда началась вторая волна репатриации, здешние черкесы (все – выходцы из трех соседних деревень на Кавказе) помогали репатриантам из России и Польши становиться феллахами на этой выжженной земле. Израильские черкесы служат в Армии обороны Израиля, молятся 5 раз в день, платят налоги, совершают хадж в Мекку и называют себя черкесами-мусульманами–израильтянами и из поколения в поколение передают свой кодекс чести.

Старая деревня отреставрирована местными силами на деньги Совета по охране памятников: тротуары выложены бело-черными камнями, заборы мощны, дома восстановлены, мечеть – на турецкий манер – украшена плитками в черно-белую полоску. Имам мечети – подполковник Армии обороны Израиля в отставке. Меж беленых стен и черных оград - цветы. Ни на что в Израиле не похоже, а увидеть это можно, отъехав на 200 метров от дороги на Явниэль. Дом, где жили до недавнего времени семь сестер - потомки семьи Шами из Сирии, двухэтажный, наверху – анфилада из семи комнат для семи сестер, в каждой – разрисованные потолки. Точно как в старых итальянских романах. Тут собираются открыть не библиотеку иностранной литературы, а центр наследия черкесской культуры. О своих поездках на Кавказ Аднан отзывается с восторгом, но сдержан, когда описывает разговоры с бывшими советскими чиновниками по поводу помощи в открытии центра.

Маша Хинич



Tags: Израиль
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 0 comments