ryjenkaya (ryjenkaya) wrote in tourism_israel,
ryjenkaya
tourism_israel

Бейт Гуврин

Недалеко от Бейт шемеша есть сказочное место. Город тысячи пещер - Бейт Гуврин.
Это место настолько древнее, что от мысли о прошедших веках становится немного не по себе.
История возникновения поселения начинается еще до нашей эры. И кого тут только не было. Иудеи, греки-эллины, в эту эпоху Бейт Говрин был одним из самых важных торговых центров, хасмонеи, римляни, Сидонские колонисты и т.д. Именно здесь родился великий царь Иудеи Ирод.
Каждая народность и каждая эпоха оставила в этом месте свой след.
Бейт Гуврин это царство пещер. Маслобойни, голубятни, бани, крепости и церкви, жилые дома и гробницы. И все это под землей. Огромное колличество пещер, переходов, дышащих многовековой традицией. Национальный парк состоит из двух частей. Малая часть это римский амфитеатр, с прекрасно сохранившимися трибунами, аренами и прочими красотами. И большая часть сам парк содержащий 9 пещер(я бы точнее сказала, 9 пещерных комплексов) и смотровую площадку.

Все картинки кликабельны.. и начнем по порядку. В разные времена город носил различные названия. Греки называли его Бетогабрия или Элевтерополис (Элиферополь), крестоносцы величали Бетгибеллин. Позднее арабы обозвали всю местность Сандаханна. Версий о более-менее современном названии две. Первая говорит что, слово Гув-рин созвучно имени архангела Гавриила или Габриэля на иврите, или Джибриль на арабском. По второй — город крестоносцев получил свое название по имени барона Гибеллина, семейство которого владело этими землями в те времена.
До 1948 г здесь было арабское село, которое называли то Бет Джибриль, то Бейт Джибрин, то Бейт Джубрин. Современное поселение здесь — еврейский киббуц Бейт Гуврин, основанный в 1949 г. бойцами «Пальмаха»
Основное значение древнего города заключалось в контроле над основной дорогой, ведущей из Иерусалима к морю. В римские времена город Элевтерополис получил статус города свободных граждан — именно так переводится его название. Бейт Гуврин приобрел свое значение после падения более древнего города Мореша примерно к началу римской эпохи в Эрец Исраэль. Мореша упоминается в ТАНАХе еще в книге Иисуса Навина как один из древнейших городов Иудеи.
Вот это все мы и приехали смотреть. Заплатив и пройдя охрану, трепеща от ожидаемого удовольствия мы вьехали на трассу просмотра всех этих красот.
Первым экспонатом была гробница

сразу отмечу что еще до первого человека поселившегося в этих землях, тут преспокойно жило море и земля представляет меловой субстрат. Поэтому почти все пещеры белые или желто-белые.
Гробница сохранилась великолепно. Мы общупали и обсмотрели ее всю.

Чуть выше по склону находится еще 2 усыпальницы, но уже в совершенно ином стиле

Проехав чуть дальше, мы бросили машину на стоянке и дальше весь 7-километровый путь прошли пешком.
Колумбарий. В древние времена голуби играли важную роль в экономике. Они были почтовыми службами, ритуальными предметами и просто едой.
В таких вот пещерах

их разводили во множествах. По-видимому первоначально пещеры использовались для хранения воды, потом их приспособили под голубятни. На стенках можно увидеть следы водостоков. Но и сейчас голуби нет нет используют ниши по прямому назначени.

С исчезновением необходимости в больших поставках голубей, пещеры превратили в складские помещения. Сохранился остаток колонны

подпирающий свод пещеры на которым солдаты поляки находящиеся здесь во времена ВОВ оставили надписи

Следующей пещерой оказался подземный город.

По каким причинам люди ушли под землю можно только догадываться или верить предположениям археологов. Солнце, безопасность, надежность или простота строительства-но в итоге город 7-метровой высоты с улицами и переходами предстал нам, застывшим в изумлении

Кроме разведения голубей люди в те времена широко использовали оливковое масло для разнообразных целей. Есстественно производство масла занимало важную часть в жизни. Вот такой жернов давил масло с помощью ослика

Потом раздавленные оливы перевязывались в ткани на вот такое приспособление

и закручивая ткань с нее выжимали масло.
Маслодавильных пещер тоже не мало

Но не только под землей жили люди

Вдалеке показался дом. Как и оказалось это просто жилой дом вполне сносно сохранившийся до наших дней

И опять спуск под землю. Наземная часть совсем крохотная по сравнению с подземной. Огромный склад

Масса переходов

Причем входы в эти переходы порой такие крохотные, что более-менее крупный человек с трудом протиснится, да и то если встанет на четвереньки. Посмотрите размер лаза с размером ноги обычного человека

Вышли мы на свет божий почему-то с задней стороны дома

передохнув немножко мы пошли к следующей пещере. Водохранилище.

Так как все эти пещеры расположены на вершинах холмов и учитывая меловой состав почвы, говорить о подземных источниках не приходится. По-видимому воду собирали в сезон дождей и хранили ее до следующего сезона. Некоторые пещеры невероятно глубокие

И хранят ступеньки для спуска ...довольно крутые порой.
Землятресения разрушило часть переходов и лестниц. И каменные осколки можно увидеть валяющимися там где природные силы их оставили.

Вообще переходов там такое колличество, что появляется мысль "А выбраться отсюда есть шанс?" Но следуя указателям

Переходишь из одного зала в другой

И величественная красота залов заставляет забыть об испуге. Набродившись в волю мы вышли в зал с ...поистинне креслом-троном в центре...Ну как не присесть?

Кое где встречались наскальные рисунки

Очередная маслодавильня.

Мы не удержались и попробовали сдвинуть жернов

К моему величайшему удивлению нам это удалось. Сантиметров 20 мы его смогли прокрутить :))
Бани тех времен, увы, почти не сохранились

По этому комплексу мы ходили почти час. Даже на мой современный взгляд там слишком много помещений. Это уже целая деревня под землей. Воображение рисовало картины жизни, бегающих по этим переходам и лесенкам детишек, работающих взрослых, залов для молитв и общих собраний, жилых помещений и культовых сооружений. И все равно вопрос почему под землей сверлил мозг.
Выбравшись на верх мы уже поплелись :)) к следующему месту. Тут нас ждал сюрьприз. Что-то типа зоны отдыха. Тень

Игровой уголок для детишек

Рисование, лепка, и создание чего-то из под ручных материалов заняло дочь и дало нам возможность утрясти эммоции

Мороженное, холодная кола, магазинчик сувениров и книг об Израиле, продажа оливкого масла и самих оливок

А так же арабских ляганов для жарки(выпечки) пит

Созерцание этого всего позволило отдохнуть ноющим уже лапкам. Не шутка пройти 5 км вверх-вниз и с лазанием по бесконечным лесенкам.
Кстати некоторые лестницы были совсем уж убийственными

Еще немного отвлекусь от основной темы. Пещеры это конечно здорово, но возникает вопрос как они еще держутся и долго ли смогут еще продержаться. Конечно часть из них и большая восстановлена. Мне удалось подглядеть на процесс держания
Вот такими болтами скреплены камни

И стенки поддерживают вот такие сетки

Но отправимся дальше
Следующие две пещеры, это Сидонские гробницы. Первая из них музыкальная, о чем говорит роспись на одной из стенок пещеры.

И немного поодаль вторая, с более многочисленными фресками. Красива не только сама пещера, но и вход в нее

мифические животные

Люди, сцены из легенд и преданий, а также похоронные традиции сидонян. Пещеры эти были обнаружены в 1902-м и реконструированы и 1993 г.

Потом пройдя еще почти километр по прекраснному даже осенью пейзажу

Нашим глазам предстало поистинне чудо

Часовня св.Анны. Даже то что от нее осталось поражает своими размерами и величием

Обратите внимание, ребенок 9-ти лет в проеме. Соизмеримость размеров дает полное представление о величине здания

По преданию именно здесь, в Мореша, была рождена Св. Анна, в честь которой византийцы и построили эту церковь. Затем арабы разрушили ее, а позже крестоносцы восстановили. Что не помешало арабам вновь разрушить церковь.
Но остов часовни устоял во всех этих перепитиях.
К сожалению не все пещеры и строения открыты для широкого доступа туристам. Некоторые не имеют подьездов и опозновательных табличек. поэтому то что мы обнаружили рядом с часовней определить так и не удалось. Какойто дворик то ли зажиточного поселенца, то ли общий двор одной семьи. А может еще что-нибуть

даже чтото вроде махонького амфитеатра там было

на этом этапе мы уже настолько устали, что перед нами встал выбор дойти весь маршрут пешком и потом возвращаться к машине или вернуться сейчас и дальше уже ехать. А возвращаться надо было вон за тот холм

Выбрав второе мы поплелись к месту старта. Но ни капли не пожалели что решили пройти напрямик. Вышли мы к остаткам крепости на склоне холма

По видимому крепость была не только на склоне но и на самом холме-самой высокой точке здешних мест. Прямо на земле были видны следы стоявших тут стен. Расположение крепости ничуть не удивило. Странно былоб чтоб такую обзорную площадку не использовали по стратегическому назначению. Вид с холма потрясающий

Правда подьем на холм это что-то!!

Налюбовавшись мы, уже на машине, поехали...наверное к центральным экспонатам парка. Колокольные пещеры

Пещеры эти имеют форму колокола, за что и были так названы. А происхождение их обьясняется археологами и историками как камнедобывальные места. Добычу камня начинали сверху, через узкое отверстие, затем каменоломню расширяли во все стороны, чем объясняется их необычная форма. На стенах пещер сохранились надписи на арабском языке, которые говорят о том, что население было скорее всего христианским, но говорящим на арабском языке.
Но я могу с абсолютной точностью сказать, что не только на арабском изьяснялись все кто тут был :))

Размер пещер огромен. некоторые достигают 25 метров
Вид наверх

На одной из стен высечен крест, по форме напоминающий крест тамплиеров. Быть может так и есть?!
Необычайная форма пещер создает аккустический эффект. И в этих пещерах почти каждый шабат проходят музыкальные представления. Приглашаются музыканты различных стилей. Концерты всегда проходят на "ура".
По всей видимости это место изобиловало пещерами-камнелобывальнями. Но землятресения и время сохранило лишь немногие в целостности. От большинства остались лишь своды уже поросшие растительностью. сейчас это место просто изумительной красоты парк.

С вот такими необычайными птичками :))

А один уступ скалы выглядит то ли человеком

То ли животным

На этом я закончу рассказ о парке Бейт Гуврин. В заключение несколько советов. Самый лучший период посещения парка это прохладная осень и ранняя весна. От солнца там спрятаться практически негде. Иногда встречаются вот такие тенты...но сами понимаете

Воды на территории парка нет И поэтому запаситесь сами. Обязательно нужны фонарики, некоторые пещеры катострофично плохо освещены и запросто можно свернуть себе шею лазая по лестницам, шириной в ладошку, в темноте. Людям со слабым двигательным аппаратом лучше от места до места передвигаться на машине. За исключением церкви Св. Анны ко всем пещерам можно подьехать. Маленьких детишек лучне не брать. Им страшно и скучно будет. Еды в продаже в парке нет. Но зато есть оборудованное место для пикника

Скамейки КАМЕННЫЕ, т.е. под попку тоже надо прихватить что-нить.
Вся прогулка у нас заняла 4 часа без учета времени на пикник. Так что имейте ввиду продолжительность и приезжайте по раньше. Вот собственно и все.
Парк находиться по 38 шоссе километрах в 18-20 от Бейт-Шемеша в сторону Кирят-Гата.
Стоимость и время посещения здесь

Rambler's Top100

Comments allowed for members only